Небо у моря
(по мотивам сказки о золотой рыбке)

На невысоком берегу сидел старик, а недалеко от него волны, разбиваясь об утёс, пытались достать его своими брызгами. Старик сидел далеко, волны ещё были слишком слабы. Близился прилив.
Уже немолодые глаза смотрели на небо. Синее и безоблачное, оно было намного светлее моря, что расположилось под его покровом. Казалось, что небо имеет ещё большие просторы, чем синяя гладь с иногда появляющимися белыми барашками волн.
Берег пустовал. Он всегда был безлюден - здесь никогда никто не обитал. Почти никто. Лишь вдалеке, справа, чуть подальше от берега виднелся отдалённый маленький домик, единственный на всём гигантском побережье.
Старик смотрел в небо, и в его глазах можно было увидеть и морскую синеву, не имеющую конца, и безграничное небо, уходящее ввысь, пряча за собой звёзды. Но в то же время он не видел ни того, ни другого. Его глаза видели что-то, чего уже нельзя было вернуть.
Когда-то, в молодости, он также сидел на берегу, но видел совсем другое. Он видел царские покои, дорогие одежды, золото и серебро. Он никогда не был алчен и жаден, потому что за всю свою жизнь так и не успел вкусить даже краешка плода, имя которому - богатство.
На небе не было птиц. Тут было слишком мало мест, где они могли бы жить. Не было и людей, у которых они привыкли получать пищу вместо того, чтобы охотиться самим. Зачем прилагать усилия там, где можно что-то получить намного проще?
Старик взглянул на домик - отнюдь не царские хоромы. Восстановленный более сорока лет назад, он всё ещё стоял. Прочный, сделанный из камня, он всё же поддался морскому ветру и чуть склонился. Стены в некоторых местах покрылись трещинами. Времени подвластно всё, каким бы прочным это не казалось. Тогда, возведя этот дом заново, он, встав неподалёку, восхищался своим творением. Она, опёршись о его плечо, спросила:
- Он не рухнет, если я в него войду?
Он рассмеялся весёлым смехом. И ответил:
- Этот дом простоит и сто лет. Но мы тут так долго не пробудем.
И поцеловал её в губы. Они были молоды, здоровы и красивы. И как это свойственно молодости - очень часто заблуждались. Заблуждался и он тогда, когда говорил это.
Одинокий домик на всё громадное, безграничное побережье. Однажды они, когда были молоды, решили узнать, где оно кончается. И прошли три дня в одну и другую сторону, но так и не нашли ни начала, ни конца.
Одно единственное людское жилище по всей прибрежной полосе - их дом. Они вдвоём были теми единственными глупцами, которые поверили в эту легенду.
Ему было девятнадцать, а Ей семнадцать, когда они впервые пришли сюда и были удивлены красотой этих мест. Они были молоды, любили друг друга. Видели в жизни лишь лучшее. Их выбор пал на это место.
Сначала жили просто на берегу, под горячим палящим солнцем и лишь днём уходили к небольшому лесу, который был неподалёку и давал хорошую тень, спасая от жары.
Старик глянул в ту сторону. Когда-то это был небольшой лесок. Неизвестно сколько деревьев, но их хватало, чтобы осуществлять небольшое путешествие под их кронами. Теперь там было пусто - лишь одно дерево на возвышенности. Пять лет назад и оно засохло. Но он не срубил его. А рядом с деревом небольшой холмик.
Он отвёл взгляд. Ещё три года назад, от пристального взгляда в ту сторону, у него часто наворачивались слёзы. Теперь слёзы высушил морской ветер. А, может, все они утекли в море, в глубокое синее море.
Старик продолжал ловить рыбу скорее по привычке, чем из необходимости. Они всегда имели громадные запасы этого добра и лишь два раза в год отвозили улов на продажу, чтобы купить что-нибудь там, далеко-далеко, где жили люди.
Он помнил те дни, когда уходил вечером на мель, закидывал сети, сидел и ждал. Долго сидел и долго ждал. Помнил, как однажды заснул, а открыв глаза, увидел Её перед собой. Было уже утро, солнце только поднималось из-за моря. Казалось, что та солнечная дорожка была сделана только для них.
А однажды, когда рыбачила Она, он пришёл, сел рядом и обнял Её за плечи. Звёзды всю ночь светили им, потому что, то были их надежды, надежды, что когда-нибудь настанет и их счастливый день.
Но он не наставал.
Старик встал и отправился на мель. Пора было доставать сеть. Скорее по привычке, он ожидал, что улов сегодня будет особенным. Но улов, как всегда, был простой. Выбрав самую большую рыбу, старик отпустил остальную - пусть живёт.
Установив сеть, он вновь пришёл к утёсу. Это всегда было его любимое место. И Её. Так было и будет всегда. Солнце будет всходить и заходить, будут появляться и скрываться звёзды, а это место останется их навсегда. Утёсом, неподалёку от небольшого домика, утёсом, двух людей, любивших друг друга всю жизнь и никогда не терявших надежду, что день чудес всё-таки настанет и для них. Утёс, не утративших надежду, утёс разочарований.
Тогда в молодости, они смогли найти друг друга в небольшом городе. Там, у них, как и у многих других приехавших в это место, не было ни родных, ни знакомых. Им оставалось пытать счастья и судьбу, ведь творить её приходилось самому, а ни кому-то другому.
Однажды они услышали странную завораживающую сказку. Одну из тех легенд, которыми полнился их мир, почти сказочный, но такой реальный. То была странная легенда о море и её владыках, о человеческих судьбах, которым Боги показывали иные пути. Поведал им эту легенду старый бард, повидавший немало на своём веку; и когда подошли они к нему, поведал он им и другую часть истории.
Старик помнил эту легенду наизусть. Они были молоды и не то чтобы глупы, но слишком наивны. Потому что поверили. Были и другие, но они побоялись рискнуть.
А они, полюбившие друг друга в тот день, рискнули.
Старик присел и вновь обратил свой взгляд на море, на далёкий горизонт, туда, где по словам бардов, во многих днях пути, начиналась новая, никому не известная земля.
В жизни приходится часто рисковать, и чем больше поставлено на кон, тем сильнее риск и тем больше шанс проиграть и остаться ни с чем.
Они пришли сюда, чтобы рискнуть, ведь вроде бы ничего не теряли. Ловили себе рыбу и ждали... Потом нашли старый каменный домик, построенный кем-то до них, привели в порядок и стали жить в нём. Жили счастливо, почему-то. Если и ссорились, то не надолго и по пустякам.
Они часто задумывались над тем, над чем задумывалась любая пара их - почему у них нет детей? Но приходилось мириться и с этим, хотя с трудом.
И всё-таки они были счастливы друг с другом. Может именно потому, что всегда были вместе.
Сначала шли дни, а потом годы, а день чудес не наставал. Время шло непрерывно. Их любовь продолжала существовать и они часто подбадривали друг друга.
- Может это случится завтра.
Однажды они заметили, что уже далеко не молоды. Их кожа стала сухой, а былое здоровье кануло в море, на берегу которого они жили. Но даже тогда они не переставали верить.
Он долго не мог понять, что они теряют, но чувствовал, что что-то безвозвратно уходит. Медленно, незаметно. И появляется какая-то внутренняя боль, тоска. И только позже он понял, что они потеряли - время и молодость. Потеряли свою жизнь... Да, они были счастливы тут, на морском побережье, они не жалели о прожитых годах, но всё таки... Может этих лет было мало? А, может, они хотели совсем другой жизни... Какой, сами не знали, но всё время ждали чуда, которое минуло их, обманув и оставив ни с чем.
То было не особо приятное утро - серое небо, бушующее море. Она пошла рыбачить, но не вернулась. Он отправился на утёс и нашёл Её там мёртвой. За ней пришла смерть, а его рядом не было...
Он похоронил Её там, у последнего дерева. Не стал ставить ни плит, ни крестов - Она никогда об этом не просила. Они редко разговаривали о смерти.
Он с трудом перенёс Её утрату и ждал своей очереди. Но видно судьба решила, что его очередь ещё не настала.
Когда-то они были совсем молоды, не верили в смерть, верили в жизнь и наслаждались ею каждый день. Может, это было глупо и было навеяно молодостью и этим красивым местом, но  тогда они были по настоящему счастливы.
Теперь это место не казалось особо красивым, потому что видеть его приходилось каждый день. И лишь море и небо каждый день менялись. Это место уже не приносило счастья... Потому что не было Её.
Их мечта не сбылась. Или ей не суждено было сбыться никогда? Может это была просто глупая сказка, в которую поверили только они.
Старик не заметил, как к нему приблизился человек. Не услышал, как его окликнули - слишком глубоко погрузился в воспоминания. И лишь когда перед его глазами появился высокий худощавый парень с лютней, он обратил на него внимание.
- Я бард, хожу по миру и собираю истории для песен и легенд, - представился он, - А что Вы тут один делаете? Тот домик Ваш?
Старик ответил не сразу. Редко тут бывали гости, но когда всё-таки приходили, по Её наставлениям, он вежливо разговаривал и приглашал их в дом, где угощал. Уж чего-чего, а рыбы у них хватало и готовить они умели.
Пригласил он и сейчас, скорее по привычке. Всё, что он делал в последнее время, было очень похоже на одну большую непрерывную привычку.
За столом бард спросил:
- Как Вы здесь оказались?
Старик посмотрел в глаза барду. Это был ещё совсем молодой человек, но скорее всего жизнь его была во много раз более насыщенной, чем у него. Старик на миг задумался, - а хотел бы он иметь такую же жизнь, как у этого барда? И не нашел ответа.
- Мы были очень молоды, когда пришли сюда. Однажды, в городе, мы встретились с ней и полюбили друг друга с первого взгляда. Мы вдвоём искали в жизни чего-то такого, чего не имел ни кто другой - может какого-то чуда. И однажды, услышали историю от одного человека, историю о настоящем чуде.
Он поведал нам о морских глубинах и о тех, кто в них обитает. Он рассказал нам об одном старике, который жил на берегу и каждый день ловил рыбу. Однажды, вытянув невод, он обнаружил, что поймал какую-то необыкновенную рыбу - она сверкала как золото и умела говорить. То была морская царевна, принявшая иной облик. Она пообещала исполнить любое желание рыбака, если тот её отпустит.
Мы поверили в эту историю и пришли сюда, - закончил старик.
- Вы поверили в эту ... легенду? - с трудом сказал бард, едва не обронив слово "сказку". По своему опыту он знал, что насмехаться над чужими верованиями и убеждениями, какими бы глупыми они не казались - значит играть с огнём.
- Да, - ответил старик, - Это была молодость.
- А что потом? - спросил бард.
И старик поведал ему то, что было потом. Лишь к вечеру бард, решив переночевать где-нибудь в другом месте, покинул дом.
Ему было как-то не по себе. История о бесконечном ожидании чуда, которого никогда не было. Это могло бы звучать смешно, если бы не было правдой. Горькая правда о двух человеческих жизнях, чьи судьбы были сплетены в одну долгую, счастливую, наполненную любовью жизнь. И в тоже время абсолютную бессмысленную.
Они, два молодых человека пришли сюда, на этот берег, поселились в небольшом домике кем-то давно построенном до них. И прожили до самой старости, каждый день ожидая, что море принесёт им чудо. Но ничего так и не произошло.
Теперь он понял ту горькую улыбку старика, когда задал ему свой вопрос о том, как он тут оказался...
Пять дней бард добирался до ближайшего города. И все пять дней пытался как-то переиначить эту историю, потому что в правдивую версию всё равно никто бы не поверил. И, в конце концов, придумал ещё более неправдоподобную, но такую которую бы выслушали. Назвал он её просто - "Золотая рыбка". Легенда о старике и старухе, которые жили у моря и ловили рыбу; а однажды поймали и она исполняла их желания, одно за другим, но в конце концов вернула всё на свои места...
Бард успел поведать историю о золотой рыбке пятнадцать раз. Люди слушали, им нравилась эта легенда. А потом к нему подошли двое. Он и Она. И спросили об этой легенде. Он им рассказал всё, как было на самом деле. Правда не сильно их порадовала и тогда он, на последний вопрос девушки о том, как всё это закончилось, ответил:
- Однажды, вытягивая невод, он в все-таки поймал свою золотую рыбку.
- И что он у неё попросил? - спросила девушка.
- Что бы она дала им ещё один шанс.
На следующий день, те двое, покинули город. Те последние, кто их видел, говорили, что они ушли в сторону моря...
2 марта, 2001 г.